История холодильник – История изобретения холодильника | История изобретенийИстория изобретений

Из истории холодильников…: engineering_ru

Холодильники-устройства, которые поддерживают низкую температуру в теплоизолированной камере.
Помещения для хранения продуктов, появились несколько тысяч лет назад. Они наполнялись льдом или снегом для генерирования холода. Например, для императора Нерона слуги заготавливали лед в горах на водоемах. Позже, охлаждение с помощью льда и камеры появилось и в древней Европе. В емкости из фарфора клались бутылки с вином, а сверху засыпался лед и снег. Емкости подавались к столу.


1.

За 400 лет до нашей эры персидские инженеры умели сохранять летом в раскаленной зноем пустыне лед, привезенный зимой с близлежащих гор. Стены подземного хранилища под названием «якшаль» имели толщину до двух метров и были сложены из блоков, в состав которых входили смешанные в определенной пропорции песок, глина, известь, зола и козлиная шерсть. Состав был абсолютно водонепроницаем и отличался великолепными теплоизолирующими свойствами.

В России для охлаждения продуктов использовали ледники или сугробы, которые оборудовались под долгое хранение. Первое мороженное появилось в 1686 году. Оно представляло замороженное молоко с фруктами и сахаром. Новинку можно было попробовать в ресторане «Прокоп» итальянца Франческо Прокопио. Ресторан существует по сей день.

2. Устройства для колки льда «ледяных торговцев».


В 1803 году американский торговец сливочным маслом Томас Мур представил прототип первого кухонного холодильника, сделанного своими руками, которое он назвал рефрижератором (refrigeratus лат. — охлаждённый). Тающее масло вынуждало. Устройство представляло собой отсеки для масла из листов стали. Отсеки обтягивались шкурами кролика и помещались в кедровую бочку, а сверху засыпался лед. Бочки можно было транспортировать на далекие расстояния.

Озеро Kissena, что под Нью-Йорком

Внушительные обороты набрала ледяная индустрия в XIX веке в США, где зимой для сбора льда использовались практически все замерзающие водоемы. В то время начали использовать домашние ледники. Это были деревянные шкафы из кедра, в которых был отсек для продуктов из металлических листов и соприкасающийся отсек для льда. Талая вода вытекала из шкафа в ванночку через краник. Лед поставлялся даже в тропические регионы страны (естественно, в основном в дома богатых людей).

3. Две камеры: для продуктов и для льда.


4.


В середине 19 века торговля пищевым льдом, который в основном добывался на севере Англии, стала сверх прибыльным делом.

В 1850 году появилось устройство, которое вырабатывало лед на месте — льдогенератор. Врач Джон Гори использовал технологию компрессионного цикла, которая основывается на получении холода на границе перехода вещества из одного состояния в другое. Но все попытки наладить массовое производство льдогенераторов упирались в монополию продавцов натурального льда.


Российский холодильник 1901 года:

Для развоза льда потребителям в середине XIX века появились повозки-рефрижераторы, в 1867 г. был запатентован первый железнодорожный вагон-холодильник, а как только на свет появился автомобиль, его незамедлительно пристроили к доставке льда.


5. Вагон компании «Hanrahan» для перевозки льда.


Но так как из-за загрязнения источников льда и дальних расстояний транспортировки льда добыча стала постепенно снижаться. Бизнесмены начали вкладывать ресурсы в автономное производство замороженной воды — пищевой лед.

И уже в 1857 году австралиец Джеймс Харрисон привязал компрессор к камере.

А уже через год, француз Фердинанд Карре разработал абсорбционную машину, которая вырабатывала холод с помощью аммиака. В Москве в начале 20 века, продавался холодильный агрегат «Эскимо», который работал по принципу машины Карре. Для работы необходимы были уголь, дрова, керосин или спирт. Один цикл работы «Эскимо» позволял получить 12 кг льда.


6. Машина, вырабатывающая холод с помощью аммиака.


В 1879 году немец Карл фон Линде разработал устройство с компрессором, которое работало, как и абсорбция Карре, с аммиаком. Рассол аммиака циркулировал по трубкам вокруг камеры. Такое устройство сразу стали закупать промышленные предприятия и фермы, устанавливая трубки на очень большие камеры.


7. Трубочные комнаты.


8. Трюм с мясом и льдом.


9. 1909 год. Холодильный шкаф немецкой компании Rosenow («Розенов»).


10. Холодильный шкаф Ховарда МакКрея для богатых домов, 1910 год. Теплоизолирующие толстые дверцы.


11. 1911-й. White Enamel ref. company.


12. 1914. Шкаф сло льдом.


В 1913 году появился первый бытовой электрический холодильник. В нем использовался тепловой насос, такой же как и в сегодняшних сплит-системах. Принцип работы холодильника был в переносе тепловой энергии (наполнителя) от теплого к холодному.
Конструкторы наперебой предлагали различные модели бытовых холодильников, но все они были очень неуклюжи: компрессор, как правило, приводился в действие ременным приводом от двигателя, который находился в подвале дома или соседней комнате. В 1927 г. инженеры компании General Electric создали модель, все узлы которой размещались в одном небольшом шкафу, и снабдили ее терморегулятором. Эта конструкция легла в основу тех холодильников, которыми мы пользуемся сегодня.


13. «Старое голландское моющее средство».


14. Шкафы с отсеком для покупного льда Jewett. Сельская жизнь.

15. Варианты отделки справа.

16. Seeger refrigerators — стандарт американского дома.

17. Первый американский холодильник Frigidaire, 1919 год, уже с компрессором.

18. Рекламная вкладка в журнале Домашний очаг. Отсек для льда по центру.

19. Деревянные холодильники компании Baldwin Refrigerator.

20.

21. Встроенный холодильный шкаф в интерьере.

22.

23. В начале века охлаждающие шкафы ставили приемущественно в большие промышленные учереждения.

24. Старые холодильники похожи на серванты, которые в наше время так и используют.

25.

26. Холодильник американской компании «ZeroZone», 1927 год.

В 1926 году Альберт Эйнштейн со своим студентом-физиком Лео Силардом предложили вариант конструкции абсорбционного холодильника. Холодильник Эйнштейна использовал спиртовой рассол вместо серного, от которого ранее отравились люди в одной семье из-за его утечки. В 1930 году патент на технологию купила Electrolux, но так и не начала производство из-за новой технологии холодильников, использующих компрессор и газ фреон.

27. Холодильник Эйнштейна.

Фреон начали применять с 1930 года. Сегодняшний фреон гораздо безопаснее, чем тот, который закачивали в трубки ранее. В 1940-е годы в холодильниках появляются морозильные камеры, также возникают отдельно стоящие морозильные шкафы. В 1950-е годы на рынок выходят холодильники с функцией размораживания.

28. Frigidaire, 1930 год.

В 1926 году General Electric приобрела патент на бесшумный безвредный и долговечный холодильник. Инженер Кристиан Стинструп разработал камеру с герметичным колпаком, который скрывал все агрегаты. Так появилась модель, которую продали более миллиона раз в США: General Electric Monitor-Top.

29. General Electric Monitor-Top.

30.

31.

32. 1932-й.

33.

34. 1934 год.

35. Болшие холодильники на сцене.

36.

37.

38. 1940 год, Фригидар.

39. International Harvester Freezer, 1944.

40. Морозильный ларь «Кельвинатор», 1947 год.

41. 1949 год, холодильники «Харвестер». Обратите внимания на лица.

42. Холодильники Hotpoint, 1946 год.

43. Холодильники GE, большой объем, 1948 г.

44. 1945 год, холодильники цилиндрической формы DeepFreeze.

45. 1947 год, холодильник компании «Crosley», забитый продуктами.

46. 1948 год. Холодильники Philco. Рекламная пародия на сказку Керролла: «Алиса в стране Филколенд».

47. Кулер для воды в холодильнике Crosley, расположенный над эмблемой сверху, 1947 г.

48. Cуперхолодильник на кухне, Frigidaire, 1950 год. У девушки в руке пельмени.

49. Холодильник с верхней морозилкой Philco, 1952-й.

50. 1952-й, Crosley.

51. Респектабельные холодильники Admiral, 1953 год.

52. Холодильники Servel, 1953 год.

53. Холодильник Norge американского концерна BorgWarner, 1954 год.

54. Servel, 1954. Лед.

55. Морозильник-ларь «Victor», 1954 год.

56. Холодильник Whirlpool, 1957 год.

57. Двухцветный холодильник Frigidaire, 1955 год. В глаза бросаются стильные ручки. Очень красивый холодильник.

58. Холодильник Хотпоинт, 1956-й. Нижний ящик открывается вместе с дверцей, очень удобно.

59. Холодильник General Electric, встроенный в навесные шкафы на кухне, 1956 год. Американские производители тогда были всемогущими.

60. Холодильники Amana, 1956 год.

61. Холодильник Адмирал, 1956 г. Место для наклейки обоев, чтобы сохранить стиль кухни.

62. Холодильник Hotpoint, 1958 год.

63. Холодильник Westinghouse, 1959.

64. 1959 г., Frigidaire.

65.  Холодильник новой космической эры и две женщины с баллонами на голове. 1966-й, Frigidiare Side-by-side.

66.

67.

Источники matsam в Из истории холодильников…, milliardum.ru, engineering-ru, Вики

engineering-ru.livejournal.com

История создания холодильника


История создания холодильника

 

 

 

 

 

Холодильник – в настоящее время есть практически в каждой квартире, в каждом доме, в каждом продуктовом магазина на складах и производствах. Даже в автомобилях – кондиционер, действует по принципу действия домашнего бытового холодильника, охлаждая не камеру, но радиатор, через который подается охлажденный воздух в салон автомобиля.
Еще очень давно, в древние времена было замечено, что продукты, которые подверглись заморозке, хранятся значительно дольше не замороженных. Народности, проживавшие в северных регионах, из поколения в поколение пользовались заморозкой мясных продуктов для их длительного  хранения.
Сложнее было жителям южных районов, где нет снега.

Перед наукой встала задача создать устройство, которое бы охлаждало или замораживало продукты или давало возможность получить лет.

 

 

Если что-то нагреть не составляет труда, – достаточно лишь развести огонь, то с охлаждением были проблемы.
Нужно было найти принцип и механизм работы устройства, которое бы имело возможность охлаждать что либо.
Откуда взялась идея – сложно сказать, но можно предположить, что от устройства организма самого человека.
Когда человек интенсивно работает, то его мышцы выделяют энергию, в том числе тепловую.
Как защищен организм от перегрева?
Способностью потоотделения. На кожу выделяется пот, он испаряется в атмосферу, тем самым охлаждая организм человека в целом.  
Соответственно что бы что-то охлаждать – нужно испарять жидкость.

В Великобритании Уильям Каллен, профессор медицины в 1748 г., продемонстрировал установку замкнутого цикла, в которой испарялся эфир в вакууме в одной камере, которая и являлась охлаждающим элементов, а во второй камере конденсировался, отдавая отобранное тепло.

 

 

Можно сказать, что был создан первый тепловой насос замкнутого цикла.
Идея не развилась в промышленные установки, поскольку сам уровень развития промышленности был низок.
Не было и сетей электричества для обеспечения питания компрессоров.
В 1913 году появился первый в мире электрический холодильник. Но его недостатком было то, что использовалась в охлаждающем контуре достаточно токсичная жидкость, очень опасная для человека.
И только в 1926 году был создан в качестве опытного образца безвредный холодильник датчанином Кристином Стинструпом. С того момента начались миллионные тиражи холодильников самого широкого спектра применения.
В СССР первый холодильник был произведен на территории Украины Харьковским Тракторным Заводом в 1937 году, а серийное производство начато в 1939 году.
В настоящее время десятки компаний производят холодильники и холодильные аппараты для различных бытовых и промышленных нужд.
Бытовые холодильники имеют параметры, которые отличаются друг от друга, но принцип один – создать в камерах температуру, требуемую для длительного хранения продуктов.
Для интереса нужно заметить, что первый серийный автомобиль, оснащенный кондиционером, появился в 1939 году в США. Это был автомобиль Packard. Хотя лимузины миллионеров и до этого оснащались кондиционерами, однако они изготавливались и устанавливались в единичных экземплярах.

Похожие статьи:

mostinfo.su

История создания холодильника

История создания холодильника

Один из первых холодильниковДостоверно никто не знает, кто первым пришел к мысли о том, что многие продукты питания хранятся значительно дольше в охлажденном состоянии. Хотя, наверное, подспудно это чувствовали еще в древности, естественно полагая, что жизнь и тепло — понятия если не эквивалентные, то очень близкие. Тот небольшой опыт хранения продуктов, который существовал, подсказывал, что оставленная в тени еда сохранялась дольше, чем на солнце, а зимой продукты оставались пригодными для питания существенно дольше, чем летом.

Причина такого чудотворного влияния низкой температуры на продукты заключается в том, что со снижением температуры замедляется скорость жизнедеятельности и размножения бактерий и других микроорганизмов, присутствующих в продуктах. А если понизить температуру достаточно сильно, то «жизнь» бактерий вообще можно остановить.

Как же наши предки боролись за сохранность продуктов? Долгое время единственно доступным способом охлаждения продуктов было использование естественных источников холода — люди собирали в морозную погоду лед с рек и озер и затаривали им погреба и ямы-ледники, а летом там сохраняли продукты. Этим нехитрым приемом мудрые китайцы пользовались еще за тысячу лет до нашей эры. Так же поступали и многие другие древние цивилизации, например, греки и римляне.

Египтяне, в силу жаркого климата лишенные возможности запасать лед, использовали специальные сосуды с водой, охлаждавшиеся по ночам. Воздух в пустыне остывает быстро, и его температура ночью может падать почти до 0°С.

В жарком климате Индии нашел применение другой способ, основанный на эффекте понижения температуры жидкости при испарении. Если заставить испаряться жидкость достаточно интенсивно, то можно понизить температуру объекта ниже окружающего воздуха. Зная это, индийцы выставляли на ветер сосуд, обернутый влажной тканью. Конечно, эффективность столь примитивного способа невелика, значительного охлаждения с его помощью достичь невозможно.

Средневековое мороженое

Более технологичная и материалистически настроенная Европа искала иные способы понижения температуры. Как только мрачное Средневековье слегка приоткрыло возможность естественно-научных исследований, люди обнаружили, что некоторые соли, например, селитра, растворяясь в воде, поглощают большое количество тепла, вызывая значительное снижение температуры окружающей среды. Пользуясь терминами современной химии, можно сказать, что происходит эндотермическая реакция — реакция с поглощением тепла. Эту возможность понижения температуры можно назвать первым способом искусственного охлаждения.

Если смешать селитру не с водой комнатной температуры, а со льдом, то можно получить состав, способный охладить продукты или напитки до температуры значительно ниже нуля. Это открытие широко использовалось еще в XVI веке для охлаждения вина, получения, ставших тогда популярными, охлажденных напитков и соков и даже мороженого.

К сожалению, из-за сравнительно высокой стоимости этот способ не получил широкого распространения среди населения и не нашел коммерческого применения. Однако, несмотря на свою дороговизну, это открытие используется и сейчас в современных, так называемых охлаждающих или гипотермических, пакетах («cold packs»), широко используемых врачами, учеными, туристами и спасателями при необходимости достичь быстрого охлаждения в полевых условиях. Эти пакеты представляют собой мягкие герметичные емкости с водой, внутри которых «плавает» капсула с аммиачной селитрой. При необходимости охлаждения ударяют по пакету, разбивая капсулу. Селитра растворяется в воде, и пакет охлаждается на 10-15°С.

Несколькими веками позднее в 1748 г. Уильям Каллен, профессор медицины университета Глазго, известный хирург и терапевт попытался использовать для охлаждения упоминавшееся выше явление охлаждения жидкости при интенсивном испарении. В отличие от индийцев он использовал не ветер и смоченную ткань, а диэтиловый эфир, кипящий в вакууме. Использование вакуума позволило понизить температуру кипения эфира ниже комнатной (к тому времени физики уже знали, что с понижением давления температура кипения жидкости понижается, поэтому при достаточном разрежении некоторые вещества могут кипеть даже при отрицательных температурах). В хитроумной установке Уильяма, испаряясь, эфир в виде газа переходил в другую емкость, где, конденсируясь при комнатной температуре, отдавал в атмосферу отобранное в холодильной камере тепло. Таким образом, был сконструирован аппарат, показавший на практике возможность постоянной генерации холода в циклическом процессе.

На основе данной технологии работает большинство современных бытовых холодильников. 1748 год можно считать годом рождения технологии искусственного охлаждения. К сожалению, практического применения в то время открытие искусственного охлаждения не нашло, оставшись только экспериментом.

XIX век — время «ледяных королей»

К началу XIX в. все большую силу стал набирать Новый Свет, все настойчивее претендующий на ведущие роли. Однако в отличие от академической Европы, где проблема охлаждения решалась в Университетах, за океаном основной движущей силой и побудительным мотивом для любого действия была прибавочная стоимость. Поэтому как только появился намек на потребность в охлаждении, эта потребность моментально была удовлетворена. Естественно, единственно известным и очевидным тогда способом.

Зимой 1799 г. в США впервые на коммерческой основе начался сбор льда с поверхности озер и рек. Со временем этот бизнес развился до таких масштабов, что были налажены поставки льда с севера даже в тропические регионы. В 1890 г. экспорт льда из США составил 25 млн. т. Наиболее удачливые коммерсанты, например, Фредерик Тюдор или Натаниэль Уайен, известные тогда как «ледяные короли», стали миллионерами. Ф. Тюдор стал знаменит тем, что в 1805 г. отправил 130 т льда из Америки в тропическую Мартинику. Но из-за отсутствия склада, подходящего для хранения такого непривычного для тропиков груза, почти весь лед растаял. Тюдор понес убытки в размере 3500$, огромную сумму в ценах того времени. Однако уже через год были подготовлены склады с необходимой теплоизоляцией. Впрочем, чтобы сделать торговлю льдом прибыльной, ему пришлось потратить целых 15 лет, преодолевая немалые трудности — в 1812-1813 гг. он даже провел некоторое время в долговой тюрьме. Во времена «ледяных королей» в Америке не было практически ни одного водоема, с которого зимой не снимали бы «урожай» льда.

Конечно, в Австралии или на Карибских островах, куда лед доставлялся за тысячи километров, покупали его лишь богатые люди, но в США к середине XIX в. многие семьи каждое утро получали свежий лед для своих «холодильников». Само название «холодильник» (англ. «refrigerator ») было впервые предложено в 1800 г. Томасом Муром, инженером и личным другом президента Джефферсона, а также одним из соучредителей Национального Сельскохозяйственного общества.

Корпус его «холодильника» был из кедра, внутри находился контейнер из металлических листов, изолированных от корпуса кроличьим мехом. В XIX в. такие устройства, быстро распространившиеся с развитием «ледяной» индустрии, чаще называли «айс-боксами» (ледяными ящиками). Как правило, они представляли собой деревянные ящики, обшитые внутри свинцом или оловом и имевшие два изолированных с помощью пробкового дерева, опилок или сушеных водорослей отсека: один — для охлаждаемых продуктов, другой — для льда, заменяемого по мере необходимости. Устройство было снабжено сборником талой воды, который необходимо было каждый день опорожнять. А служащих, занимавшихся доставкой льда, называли «айс-менами» (ледяными людьми).

В сороковых годах XIX в. появились и повозки-рефрижераторы, работавшие по тому же принципу и предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов, таких как молоко, масло или морепродукты. А в 1867 г. был запатентован железнодорожный вагон-рефрижератор с отсеками для льда в начале и в конце вагона и системой циркуляции охлаждающего воздуха. Первый такой вагон использовался для перевозки клубники на Иллинойской железной дороге.

«Искусственный» холод — первые шаги

Несмотря на бурный расцвет процесса сбора натурального льда, попытки создать устройство для получения холода продолжались.

Уже в 1805 г. американец Оливер Эванс, инженер, известный своими разработками в области совершенствования паровых двигателей, создавший первую самоходную машину-амфибию на паровом ходу, предназначенную для чистки доков в Филадельфии, спроектировал охлаждающую установку, принцип действия которой был основан на эффекте, продемонстрированном Калленом. Хладагентом в установке должен был быть диэтиловый эфир. Чтобы создать простую и эффективно работающую холодильную машину, он предлагал использовать замкнутый, позволяющий легко управлять процессом, компрессионный цикл: компрессор сжимает под давлением пары хладагента, повышая этим его температуру кипения и позволяя сконденсироваться в охлаждаемом воздухом конденсаторе, из конденсатора через регулировочный вентиль хладагент попадает в вакуум-испаритель, где он закипает и испаряется, отбирая затрачиваемое на это тепло в окружающей среде и вновь втягивается компрессором в конденсатор. Таким образом, разницу давлений в испарителе и конденсаторе, и, соответственно, температуру охлаждения, достигаемую в испарителе (а она зависит от глубины вакуума), можно регулировать всего лишь открывая или закрывая регулировочный вентиль. Свою установку Эванс так и не построил.

Первым человеком, воплотившим эти теоретические изыскания в жизнь, стал Джэйкоб Перкинс, в 1834 г. создавший компрессионную установку, работавшую на эфире. Он получил первый в США патент на технологию искусственного охлаждения. Впрочем, этот патент не был единственным для него. Перкинс был известным инженером-изобретателем. На его счету, например, разработка нового метода изготовления и копирования печатных форм, позволившая значительно повысить защиту денежных знаков от подделки и начать печатание почтовых марок массовыми тиражами. Он также усовершенствовал паровую машину, создал станок для изготовления гвоздей одной операцией и многое другое.

Через 10 лет в 1844 г. американский врач Джон Гори создал основанную на компрессионном цикле установку, позволяющую производить лед для госпиталя и кондиционировать палаты. Таким образом, он стал пионером в технологии кондиционирования воздуха. В его планы входило начать серийное производство своих установок. Более того, в 1851 г. он получил первый в США патент на модель холодильного агрегата, однако в 1855 г. он скончался, так и не дождавшись начала производства своего детища.

Надо отметить, что дешевизна и доступность натурального льда в США в то время никак не способствовала коммерческому внедрению новых достижений в данной области. Другое дело Австралия. Здесь привозной американский лед был воистину на вес золота, и, возможно, именно это побудило британского журналиста Джеймса Харрисона, приехавшего в Австралию в 1837 г., начать создание своей компрессионной машины. Он не смог на месте завершить ее создание, но вернувшись в Англию, нашел помощников для окончания работ и в 1855 г. вновь приехал в Австралию с работающим холодильником. Здесь его машина оказалась более чем востребованной, и вскоре он заключил контракт на постройку холодильного устройства для пивоварни. Это было первое коммерчески успешное использование искусственного охлаждения.

Техника против «ледовых» урожаев

Тем временем, несмотря на очевидные успехи разработчиков компрессионных установок, параллельно шли разработки и альтернативных методов получения холода.

Примерно в то же время в 1810 г. в Великобритании профессор Эдинбургского университета Джон Лесли предложил использовать для охлаждения технологию, основанную на процессе абсорбции (поглощения) сернистого газа водой. Достоинством данного процесса является то, что его можно осуществить без использования движущихся частей, а в качестве источника энергии использовать обогрев с помощью обычной, тогда угольной, топки. Последнее было немаловажным фактором в XIX в., когда уровень развития техники затруднял создание достаточно мощных и компактных компрессоров, необходимых для работы холодильной установки компрессионного типа.

Однако первое работающее холодильное устройство абсорбционного типа было создано только сорок лет спустя в 1850 г. французом Эдмондом Карре. Его брат Фердинанд Карре усовершенствовал эту установку и в 1859 г. представил охлаждающее устройство, работавшее на основе абсорбции с использованием водно-аммиачной смеси. А в 1862 г. на выставке в Лондоне он представил свою машину, производившую до 200 кг льда в час. Эти первые образцы холодильных машин были очень громоздки и дорогостоящи, а используемые в них хладагенты (эфир, аммиак, сернистый газ) и образующаяся при растворении в воде серная кислота — ядовиты, едки либо огнеопасны. Все это тормозило практическое применение холодильных установок.

В конце XIX в., как это часто бывает, свою историческую роль в движении инженерной и научной мысли сыграла гражданская война. Одним из результатов начавшихся военных действий стали перебои, а затем и полное прекращение поставок льда с Севера в штаты Конфедерации на Юг страны. В это же самое время на Севере массовое распространение получило пивоварение, ставшее первой отраслью, в которой начала массово применяться система охлаждения продуктов. Пионером стала абсорбционная машина, запущенная бруклинской пивоварней S. Liebermann?s Sons Brewing Company в 1870 г.

Далее область применения холодильных установок начала стремительно расширяться. Упоминавшийся ранее Фердинанд Карре, продвигая свое детище, в 1877 г. спроектировал холодильную установку для судна «Парагвай», первого корабля-рефрижератора, предназначенного для транспортировки замороженного мяса из Аргентины во Францию.

Кроме очевидных успехов технологии получения искусственного льда сильнейшим стимулом к распространению холодильной техники стали теплые зимы 1889-1890 гг., ударившие по «льдоуборочной» индустрии, и загрязнение рек и озер промышленными и бытовыми стоками, ставшее результатом интенсивного индустриального развития конца XIX в. Заводы по производству искусственного льда вскоре начали конкурировать с предприятиями по сбору натурального льда, а затем и вовсе вытеснили их. Однако в быту обычных жителей никаких изменений не произошло — просто теперь вместо натурального льда для своих «айс-боксов» они покупали искусственный.

XX век — холодильник приходит в дом

К началу XX в. ни у кого не вызывало сомнений, что создание холодильного устройства для дома сулит большие дивиденды. Первую попытку создать бытовое холодильное устройство сделал немецкий инженер и ученый Карл фон Линде. В 1873 г. он создал компрессионный холодильник с использованием в качестве хладагента метилового эфира, но вследствие его высокой огнеопасности в 1876 г. перешел на использование аммиака. Однако и эта модель еще была достаточно громоздка и не годилась для домашнего использования. Она нашла применение главным образом в промышленности.

Через некоторое время в 1895 г., используя свои разработки в области искусственного охлаждения, Карл фон Линде спроектировал крупную фабрику по производству сжиженного воздуха, а шестью годами позже первым разработал технологию выделения чистого жидкого кислорода из воздуха — разработка, позволившая усовершенствовать многие промышленные технологии, в первую очередь в металлургии. Холодильник, предназначенный для домашнего использования, впервые появился лишь в начале XX в. в 1910 г. в Форт Уэйн, США. Фактически это был еще не полноценный холодильник, а механическая приставка к «айс-боксу», монтировавшаяся на его верхней части, разработанная компанией General Electric на основе предложенной и запатентованной еще в 1894 г. французским монахом Марселем Одифреном конструкции. Холодильники производились по контракту с компанией Одифрена American Audiffren Co. и стоили первоначально более 1000 $, в два раза дороже автомобиля.

А в 1915 г. там же, в Форт Уэйн, Альфред Меллоуз разработал модель, уже представлявшую собой автономную конструкцию с компрессором, находившимся в нижней ее части. В 1916 г. была организована компания по производству холодильников — Guardian Refrigerator Company, выпустившая свой первый холодильник 17 августа 1916 г. Однако из-за сложного финансового положения и ориентации на качественную, но дорогую продукцию за два года компания выпустила лишь 40 холодильников.

В 1918 г. президент General Motors В. Дюран приобрел компанию Guardian и дал ей имя Frigidaire, что благодаря мощностям и технологиям General Motors стало поворотной точкой и началом широкого производства и распространения ее холодильных агрегатов.

Холодильник приобретает современный вид

Холодильник Siemens KG 39MT90В течение нескольких лет множество фирм, таких как Kelvinator, Servel, Gibson, та же General Electric разработало и предложило на рынок свои модели бытовых холодильников. Компрессор в них, как правило, приводился в действие ременным приводом от двигателя, находившегося в подвале дома или в соседней комнате. И лишь в 1927 г. конструкторы General Electric во главе с датским инженером Кристианом Стинстрапом создали модель, все составные части которой были помещены в небольшом шкафу, а также снабдили его терморегулятором — конструкция, с небольшими вариациями используемая и сейчас.

Одной из важных разработок, позволившей в 30-е годы прошлого века начать действительно массовое производство бытовых холодильников, стало создание хладагентовхлорфторуглеродов, заменивших наиболее распространенный тогда токсичный и едкий диоксид серы. За эту задачу взялся в 1926 г. Томас Мидгли, известный также как первооткрыватель способа повышения октанового числа бензина с помощью его этилирования. Вместе со своими коллегами Хеном и МакНели он синтезировал дихлордифторметан, названный фреоном-12 — неогнеопасное, нетоксичное, практически инертное вещество с температурой кипения, идеально подходящей для компрессионных холодильных машин, а затем и другие хлорфторуглероды. На презентации своего творения Мидгли продемонстрировал его безопасность весьма впечатляющим способом: вдохнул пары фреона и выдохом потушил горящую свечу.

Фреоны считались абсолютно безопасными до середины семидесятых, когда было обнаружено их негативное воздействие на озоновый слой. Но и за прошедшие с тех пор почти тридцать лет озоноразрушающие вещества и технологии заменены безопасными не полностью, этот процесс продолжается. В основном это касается сложных промышленных производств и установок, поскольку в подавляющем большинстве бытовых холодильников, выпускаемых в настоящее время, уже используются другие хладагенты.

Но в тридцатые годы после того, как было объявлено о создании фреонов (а это произошло лишь в 1930 г.), они быстро стали наиболее популярным хладагентом, вскоре практически вытеснившим в бытовых моделях все остальные. Это позволило фирмам-изготовителям упростить и удешевить производство бытовых холодильников и в итоге снизить цены на свои изделия.

В результате в 30-е годы в домах американцев их насчитывалось уже несколько миллионов. В 1930 г. компанией Electrolux был выпущен первый встроенный холодильник. А в 1939 г. опять таки General Electric запустил в массовое производство двухтемпературную модель — с холодильным и морозильным отделениями, хотя модель двухкамерного холодильника была разработана Frigidaire еще в 1930 г. В 1947 г. General Electric первым выпустил двухкамерный холодильник с морозильной камерой в двухдверной комбинации — до этого морозильная камера занимала часть пространства холодильной.

Еще одним значительным шагом для потребителей стала разработка в 50-е годы технологии No Frost, позволяющей обходиться без регулярного размораживания холодильной камеры, что упрощает пользование холодильником и снижает расход электроэнергии. Примерно в то же время встроенные в дверь холодильного шкафа магниты стали заменять замки-защелки, делая конструкцию более дешевой и надежной.

В СССР первый бытовой холодильник изготовили лишь в 1939 г. на Харьковском тракторном заводе. Эта модель — ХТЗ-120 — работала на сернистом ангидриде, причем холодильный агрегат располагался в верхней части конструкции. Но в военные годы было не до бытовой техники.

Вскоре после окончания войны Московский завод им. С. Орджоникидзе начал выпускать эту же модель под названием ЭКД-120, однако за прошедшие годы изделие морально устарело и массовым его производство не стало.

В 1945 г. небольшие газовые абсорбционные холодильники начал выпускать Московский завод домашних холодильников (бывший завод «Газоаппарат»). Разработкой новой, современной модели под руководством Г. Д. Свидерского занялись и конструкторы московского завода имени Лихачева. В результате новый фреоновый компрессионный холодильник ЗИЛ был запущен в серийное производство в марте 1951 г.

В том же году в Саратове началось производство малогабаритных компрессионных холодильников «Саратов». Но действительно массовым производство домашних холодильников стало, пожалуй, только в 60-е годы, и лишь тогда это техническое достижение стало доступным средней советской семье. И хотя модели советских холодильников вначале отличались непритязательным дизайном и небогатой функциональностью, зато были исключительно надежны и просты в обслуживании.

spb-holod.ru