Как определить рабочую и пусковую обмотку: Как определить рабочую и пусковую обмотки

Как определить рабочую и пусковую обмотки

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Меня часто спрашивают о том, как можно отличить рабочую обмотку от пусковой в однофазных двигателях, когда на проводах отсутствует маркировка.

Каждый раз приходится подробно разъяснять, что и как. И вот сегодня я решил написать об этом целую статью.

В качестве примера возьму однофазный электродвигатель КД-25-У4, 220 (В), 1350 (об/мин.):

  • КД — конденсаторный двигатель
  • 25 — мощность 25 (Вт)
  • У4 — климатическое исполнение

Вот его внешний вид.

Как видите, маркировка (цветовая и цифровая) на проводах отсутствует. На бирке двигателя можно увидеть, какую маркировку должны иметь провода:

  • рабочая (С1-С2) – провода красного цвета
  • пусковая (В1-В2) — провода синего цвета

В первую очередь я Вам покажу, как определить рабочую и пусковую обмотки однофазного двигателя, а затем соберу схему его включения.

Но об этом будет следующая статья. Перед тем как приступить к чтению данной статьи рекомендую Вам прочитать: подключение однофазного конденсаторного двигателя.

Итак, приступим.

1. Сечение проводов

Визуально смотрим сечение проводников. Пара проводов, у которых сечение больше, относятся к рабочей обмотке. И наоборот. Провода, у которых сечение меньше, относятся к пусковой.

Зная основы электротехники, можно с уверенностью сказать: чем больше сечение проводов, тем меньше их сопротивление, и наоборот, чем меньше сечение проводов, тем больше их сопротивление.

В моем примере разница в сечении проводов не видна, т.к. они тонкие и на глаз их отличить не возможно.

2. Измерение омического сопротивления обмоток

Даже если разницу в сечении проводов видно не вооруженным глазом, то я Вам все равно рекомендую измерять величину сопротивления обмоток.

Таким образом, мы заодно и проверим их целостность.

Для этого воспользуемся цифровым мультиметром М890D. Сейчас я не буду рассказывать Вам о том, как пользоваться мультиметром, об этом читайте здесь:

  • 1 часть
  • 2 часть
  • 3 часть

Снимаем изоляцию с проводов.

Затем берем щупы мультиметра и производим замер сопротивления между двух любых проводов.

Если на дисплее нет показаний, то значит нужно взять другой провод и снова произвести замер. Теперь измеренное значение сопротивления составляет 300 (Ом).

Это мы нашли выводы одной обмотки. Теперь подключаем щупы мультиметра на оставшуюся пару проводов и измеряем вторую обмотку. Получилось 129 (Ом).

Делаем вывод: первая обмотка — пусковая, вторая — рабочая.

Чтобы в дальнейшем не запутаться в проводах при подключении двигателя, подготовим бирочки («кембрики») для маркировки. Обычно, в качестве бирок я использую, либо изоляционную трубку ПВХ, либо силиконовую трубку (Silicone Rubber) необходимого мне диаметра. В этом примере я применил силиконовую трубку диаметром 3 (мм).

По новым ГОСТам обмотки однофазного двигателя обозначаются следующим образом:

  • (U1-U2) — рабочая
  • (Z1-Z2) — пусковая

У двигателя КД-25-У4, взятого в пример, цифровая маркировка выполнена еще по-старому:

  • (С1-С2) — рабочая
  • (В1-В2) — пусковая

Чтобы не было несоответствий маркировки проводов и схемы, изображенной на бирке двигателя, маркировку я оставил старую.

Одеваю бирки на провода. Вот что получилось.

Для справки: Многие ошибаются, когда говорят, что вращение двигателя можно изменить путем перестановки сетевой вилки (смены полюсов питающего напряжения). Это не правильно!!! Чтобы изменить направление вращения, нужно поменять местами концы пусковой или рабочей обмоток. Только так!!!

Более подробно об этом читайте в моей статье про реверс однофазного электродвигателя.

Мы рассмотрели случай, когда в клеммник однофазного двигателя выведено 4 провода. А бывает и так, что в клеммник выведено всего 3 провода.

В этом случае рабочая и пусковая обмотки соединяются не в клеммнике электродвигателя, а внутри его корпуса.

Как быть в таком случае?

Все делаем аналогично. Производим замер сопротивления между каждыми проводами. Мысленно обозначим их, как 1, 2 и 3.

Вот, что у меня получилось:

  • (1-2) — 301 (Ом)
  • (1-3) — 431 (Ом)
  • (2-3) — 129 (Ом)

Отсюда делаем следующий вывод:

  • (1-2) — пусковая обмотка
  • (2-3) — рабочая обмотка
  • (1-3) — пусковая и рабочая обмотки соединены последовательно (301 + 129 = 431 Ом)

Для справки: при таком соединении обмоток реверс однофазного двигателя тоже возможен. Если очень хочется, то можно вскрыть корпус двигателя, найти место соединения пусковой и рабочей обмоток, разъединить это соединение и вывести в клеммник уже 4 провода, как в первом случае.

Но если у Вас однофазный двигатель является конденсаторным, как в моем случае с КД-25, то его реверс можно осуществить путем переключения фазы питающего напряжения.

P.S. На этом все. Если есть вопросы по материалу статьи, то задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание. 

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


Как найти пусковую и рабочую обмотку однофазного двигателя

Казалось бы, что может быть проще, посмотреть на маркировку, схему и определить, а что делать если ни того ни другого нет, как найти пусковую и рабочую обмотки? В этой статье я расскажу и покажу на примере, как происходит определение назначения обмоток, если нет при этом никаких маркировочных определителей.

Визуальный осмотр

В качестве примера я рассмотрю двигатель АЕР 16УХЛ4 220В 180Вт, оставшийся от старой советской стиральной машинки, ушедшей на металлолом.

Произведя визуальный осмотр я не нашел на нем никакой бирки с информацией кроме названия. Но поковырявшись в интернете и найдя описание, я понял, что передо мной двигатель с пусковой обмоткой с релейным пуском.

Двигатель АЕР 16УХЛ4 220В 180Вт

Из самого двигателя выходят четыре провода, два из них грязно-голубого цвета, а два красно-розового. Логично предположить, что это выводы пусковой и рабочей обмоток.

Но вот какие относятся к пусковой, а какие к рабочей, совершенно непонятно, ведь бирок никаких нет.

Вывода обмоток без маркировки

Но это вовсе не проблема, сейчас я расскажу как в такой ситуации разобраться с обмотками.

Сечение проводников

Первое на что следует обратить внимание, это на толщину проводов выходящих с электродвигателя. Пара концов, которые будут тоньше, относятся к пусковой обмотке, а та, которая будет толще, к рабочей.

В моем случае провода имеют одинаковое сечение, поэтому определить «на глаз» никак не получится.

Но если в конкретно вашем случае видна разница в толщине жил не стоит верить только диаметру, необходимо обязательно измерять сопротивление обмоток.

Зная этот факт, переходим к определению сопротивления обмоток

Измеряем сопротивление обмоток

Для этого берем мультиметр, выбираем функцию прозвонки (либо измерение сопротивления).

Мультиметр с установленной прозвонкой

Затем берем концы прибора и два любых вывода с двигателя и производим измерение

Прозвонка обмоток двигателя с помощью мультиметра

В случае того, если прибор показал единицу, то следует взять другой конец и повторить измерение.

Прозвонка обмоток неизвестного однофазного двигателя

Как мы видим при таком расположении щупов сопротивление равно 16,5 Ом, запоминаем (записываем) эти данные. Теперь цепляем щупы мультиметра на два оставшихся вывода и так же производим замер сопротивления.

Прозвонка неизвестных выводов однофазного двигателя с помощью мультиметра

У нас получилось 34,4Ом. Так же записываем и сравниваем с предыдущими замерами.

А как известно рабочая обмотка всегда имеет меньшее сопротивление, по сравнению с пусковой. Зная это мы теперь точно можем утверждать что: первая обмотка (с красно-розовыми проводами) рабочая, а вторая обмотка (с голубой изоляцией) пусковая.

Схема однофазного двигателя

Для того чтобы не искать в дальнейшем где какая обмотка маркируем их. Для этих целей я обычно использую виниловую трубку.

Согласно современному ГОСТу вывода обмоток маркируются следующим образом:

  1. U1 – U2 – рабочая обмотка.
  2. B1- B2 – пусковая обмотка.

Подписанные вывода однофазного двигателя

В нашем случае с двигателя выходило 4 провода, но попадаются двигатели, у которых производитель вывел только три.

В таком варианте поступаем следующим образом:

Замеры сопротивления производятся аналогично вышеописанным способом. Маркируем наши провода буквами A, B, C.

Измерение сопротивления обмоток мультиметром

Замеряем сопротивление между концами «A — B», потом между «B – C» и между выводами «A – C»

Измерение сопротивления обмоток мультиметром

Теперь записываем (запоминаем) наши получившиеся значения

Схема обмоток однофазного двигателя с помеченными обмотками

Из всего выше представленного делаем выводы:

А – В — рабочая обмотка

В – С — пусковая обмотка

А – С – последовательно соединенные пусковая и рабочая обмотки с суммарным сопротивлением.

Заключение

Таким образом, вы сможете легко и просто определить, где пусковая, а где рабочая обмотка в конкретно вашем двигателе у которого вообще может отсутствовать маркировка. Если материал оказался вам полезен, то оцените ее репостом в любимой вашей социальной сети. Спасибо за ваше внимание!

Поделиться ссылкой:

Как тестировать и проверять однофазные электродвигатели ~ Изучение электротехники

Как тестировать и проверять однофазные электродвигатели

Существует несколько типов однофазных двигателей. Что, однако, объединяет их всех, так это то, что они имеют пусковую обмотку, рабочую обмотку и общее соединение между ними, как показано ниже:

Тестирование однофазных двигателей довольно просто, если следовать определенным основным шагам. Целью любого испытания двигателя переменного тока является определение состояния двигателя. Основные этапы проверки исправности любого двигателя приведены ниже 9. 0005 (a) Общие проверки
(b) Проверка целостности и сопротивления заземления
(c) Проверка источника питания
(d) Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
(e) Проверка сопротивления изоляции
(f) Проверка рабочего тока

Общие проверки

Для однофазного двигателя выполните следующие действия:

(1) Проверьте внешний вид двигателя. Проверьте на предмет обгорания, повреждения корпуса или охлаждающего вентилятора или вала.
(2) Вручную проверните вал двигателя, чтобы проверить состояние подшипника. Следите за плавным и свободным вращением вала. Если вал вращается свободно и плавно, возможно, подшипник в хорошем состоянии, в противном случае рассмотрите возможность его замены.
(3) Как и при всех проверках и проверках,

паспортная табличка двигателя

содержит ценную информацию, которая поможет установить истинное состояние двигателя. Внимательно изучите табличку с названием.

Проверка целостности и сопротивления заземления
С помощью мультиметра измерьте сопротивление между корпусом двигателя (корпусом) и землей. Хороший двигатель должен показывать менее 0,5 Ом. Любое значение больше 0,5 Ом указывает на неисправность двигателя.

Проверка источника питания
Для однофазных двигателей ожидаемое напряжение составляет около 230 В или 208 В в зависимости от того, используете ли вы систему напряжения для Великобритании или Америки. Убедитесь, что на двигатель подается правильное напряжение.

Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
Проверьте сопротивление обмотки двигателя или показания в омах с помощью мультиметра . Поскольку в однофазном двигателе имеется три клеммы – S, C, R, измерьте сопротивление обмотки:
C к S, C к R и S к R. Измеренное значение S к R должно быть = C к S + C к R.
Как правило, для однофазных двигателей применяется следующее:
(1) Показания в Омах между S и R должны давать максимальное показание сопротивления
(2) Показания в Омах между C и R должны давать наименьшее показание сопротивления
(3 ) Значение в омах между C и S должно давать какое-то промежуточное значение между значениями для S до R и от C до R
Любое отклонение указывает на возможно неисправный электродвигатель или двигатель, требующий ремонта.

Проверка сопротивления изоляции
Отсутствие сопротивления изоляции электродвигателя является одним из первых признаков того, что двигатель вот-вот выйдет из строя. Сопротивление изоляции обычно измеряют между обмотками двигателя и землей с помощью тестера изоляции или мегаметра. Установите настройку напряжения тестера сопротивления изоляции на 500 В и проверьте заземление обмотки двигателя. Проверьте от C до E, от S до E, от R до E. Минимальное тестовое значение для исправного электродвигателя составляет не менее 1 МОм.

Проверка рабочего тока
При работающем двигателе проверьте ток полной нагрузки (FLA) с помощью подходящего измерителя или, что предпочтительнее, с помощью клещей на измерителе и сравните с заводская табличка двигателя FLA . Отклонения от номинального FLA могут означать проблемы с тестируемым двигателем.

Новое сообщение Старый пост На главную

Как проверить обмотку двигателя с помощью мультиметра

Как проверить обмотку двигателя с помощью мультиметра

Если вы подозреваете, что обмотки двигателя шпинделя неисправны, важно знать, как проверить двигатель. Если у вас есть доступ к мультиметру, легко определить, есть ли у вас срочная проблема. Вот базовая разбивка того, как проверить обмотки двигателя с помощью мультиметра, имейте в виду, что это всего лишь быстрый способ определить, нуждается ли ваш двигатель в дальнейшем тестировании или полной перемотке. Мы рекомендуем этот мега-тест только в качестве начала для выяснения того, что может быть не так с обмоткой вашего двигателя, и всегда следуйте тесту на перенапряжение.

Как проверить двигатель шпинделя на короткое замыкание на землю
  1. Установите мультиметр на сопротивление в омах.
  2. Начните с полного отключения двигателя шпинделя от всех источников питания.
  3. Проверьте каждый провод, включая T1, T2, T3 и провод заземления. Если показания бесконечны, ваш двигатель должен быть в порядке. Если вы получаете нулевое показание или любое показание непрерывности, у вас проблема либо с двигателем, либо с кабелем.
  4. Предполагая, что вы не получили бесконечных показаний, отсоедините двигатель от кабеля и проверьте каждый из них по отдельности. Во время тестирования убедитесь, что выводы на каждом конце не касаются других выводов или чего-либо еще. Это должно позволить вам изолировать вашу проблему.

Как проверить шпиндельный двигатель на обрыв или короткое замыкание в обмотках
  1. Установите мультиметр на Ом.
  2. Проверка T1 на T2, T2 на T3 и T1 на T3. Каждый раз вы должны получить показание около 0,8 Ом, хотя приемлемо любое значение от 0,3 до 2. Если вы получаете показание 0, у вас есть короткое замыкание между фазами. Если ваши показания бесконечны или значительно превышают 2 Ом, вероятно, у вас есть обрыв.
  3. Если ваш двигатель шпинделя не прошел тест, вы можете убедиться, что проблема не в разъеме, на котором может быть охлаждающая жидкость, которая мешает вашим результатам. Если вы высушите и повторите тест, вы можете получить лучший результат.
  4. Проверьте свои вставки. Если на вставках двигателя есть следы пригорания, это может быть причиной короткого замыкания, и вам следует заменить их. Вы также должны проверить на предмет износа то место, где трос перемещается по трекингу.

Как проверить двигатель постоянного тока на наличие отказов

Если у вас возникли проблемы с двигателем постоянного тока, проверьте щетки:

  1. Снимите круглые колпачки вокруг двигателя и проверьте пружину и механизм щеток под ними, чтобы убедиться, что щетки изношен и требует замены.
  2. Проверьте коллектор — деталь, с которой работают щетки — на предмет износа. При необходимости протрите его.

Если у вас возникли проблемы с определением проблем, связанных с вашими двигателями, если замена отдельных деталей невозможна или не дает результата, или если ваш двигатель нуждается в перемотке, вы можете отправить свой двигатель в Global Electronic Services для ремонта. Мы обслуживаем все модели и производители двигателей, промышленной электроники и гидравлики. Мы можем протестировать, диагностировать и найти решение для вашей проблемы быстро. Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, как именно мы выполняем полный ремонт двигателя, включая полную перемотку, балансировку и динамометрический тест!