Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС: ключевые аспекты и рекомендации

Как реализовать художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС. Какие задачи ставятся перед педагогами в этой области. Какие виды деятельности способствуют эстетическому воспитанию детей. Как организовать предметно-развивающую среду для творчества дошкольников.

Сущность художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Оно направлено на развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в окружающем мире и искусстве.

Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников

Основными задачами в области художественно-эстетического развития дошкольников являются:


  1. Формирование эстетического отношения к окружающему миру
  2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия
  3. Приобщение к искусству (изобразительному, музыкальному, театральному)
  4. Развитие детского художественного творчества
  5. Формирование элементарных представлений о видах искусства

Виды деятельности по художественно-эстетическому развитию

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется через следующие виды деятельности:

  • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
  • Театрализованная (инсценировки, драматизации, кукольные спектакли)
  • Конструктивно-модельная
  • Восприятие художественной литературы и фольклора

Создание предметно-развивающей среды

Важным условием художественно-эстетического развития является грамотная организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна включать:

  • Уголок изобразительной деятельности с разнообразными материалами для творчества
  • Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами
  • Театральный уголок с различными видами театров
  • Книжный уголок с художественной литературой
  • Выставки детских работ
  • Репродукции картин, иллюстрации

Роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников

Педагог играет ключевую роль в художественно-эстетическом развитии детей. Его задачи:


  • Создавать условия для детского творчества
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира
  • Формировать элементарные представления о видах искусства
  • Знакомить с произведениями искусства
  • Поощрять самостоятельную творческую деятельность детей
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства

Формы организации художественно-эстетической деятельности

Основными формами работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ являются:

  • Непосредственно образовательная деятельность (занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке)
  • Самостоятельная художественная деятельность детей
  • Экскурсии в музеи, на выставки
  • Праздники и развлечения
  • Кружковая работа
  • Индивидуальная работа с детьми

Взаимодействие с семьей в эстетическом воспитании дошкольников

Важно привлекать родителей к художественно-эстетическому развитию детей через:

  • Консультации и мастер-классы
  • Совместные творческие проекты
  • Выставки семейного творчества
  • Совместные экскурсии в музеи, театры
  • Участие родителей в праздниках и развлечениях

Результаты художественно-эстетического развития дошкольников

К концу дошкольного возраста ребенок должен:


  • Эмоционально откликаться на красоту окружающего мира и произведения искусства
  • Иметь элементарные представления о видах искусства
  • Владеть техническими навыками в разных видах изобразительной деятельности
  • Проявлять самостоятельность и творческую активность в художественной деятельности
  • Понимать содержание произведений искусства
  • Стремиться к творческому самовыражению

Таким образом, грамотно организованная работа по художественно-эстетическому развитию способствует формированию гармоничной личности дошкольника, развитию его творческих способностей и приобщению к искусству.