Чем заменить фреон r12: Заменители хладона R12

Заменители хладона R12

После того, как хладон R12 был запрещен к производству из-за разрушительного воздействия на озоновый слой, для специалистов по холодильному оборудованию приобрел большую актуальность вопрос выбора его заменителей. Конечно, запасы оригинального хладона R12 еще не до конца истощены, но его цена непомерно высока, и продолжает расти по мере сокращения запасов.

Между тем, сейчас выпускается достаточное количество заменителей хладона R12. На данный момент известно более 100 марок заменителей, и постоянно появляются новые. Характеристики их различны, что несколько усложняет процесс их выбора.

Для того, чтобы разобраться в том, какие заменители хладона R12 подходят для каждого конкретного случая, нужно вспомнить о свойствах самого хладона R12.

Хладон R12 – азеотропный газ. Его формула CF2Cl2. Данный газ состоит из молекул одного вида, и, при утечках, из системы выходит лишь сам газ, состав газа в системе, в свою очередь, также неизменен.

Это свойство хладона R12, в частности, значительно упрощает дозаправку системы. Не нужно думать о пропорциях оставшегося в системе вещества, не возникает вопросов о дозаправке. Не имеет принципиального значения даже количество оставшегося в системе хладагента.

Для того, чтобы правильно выбрать заменитель хладона R12, обязательно нужно знать и о таком его свойстве, как отличная способность растворяться в минеральном масле. Если внимательно посмотреть на формулу этого газа, видно, что он содержит в своем составе молекулы хлора.

Кстати, именно содержание в хладоне R12 хлора стало причиной запрета его производства. Водородная цепочка, или горючие газы, также обладает способностью растворяться в минеральном масле.

Таким образом, портрет заменителя хладона R12 начинает приобретать очертания. Он обязательно должен содержать горючие газы или хотя бы минимальное количество хлора.

Это и есть первое основание для классификации заменителей хладона R12. Итак, заменителя хладона R12 на основе горючих газов. Заметим, что часть этих газов обладает и таким неприятным свойством, как взрывоопасность.

В принципе, можно заправить бытовой холодильник, работающий на хладоне R12, пропаном. Работоспособность холодильника при этом сохранится. Но стоит подумать и о безопасности такого варианта заправки. Здесь существует вот какой нюанс: устройства, с емкостью ресивера более 1 килограмма при заправке горючими газами вполне могут взорваться. Причем, мощность такого взрыва будет весьма впечатляющей. Так что, в большинстве случаев замена хладона R12 горючим газом неоправданна, и стоит поискать менее опасные заменители.

Например, все-таки содержащие в своем составе хлор. Правда, из-за практически повсеместного его запрета, выбор здесь невелик, если не сказать, скуден. Сейчас единственный разрешенный к производству хладагент, содержащий в своем составе хлор – это хладон R22.

Но в чистом виде хладон R22 не может полноценно заменить хладон R12, поскольку плохо растворяется в минеральном масле и имеет слишком высокое давление.

Здесь на сцену выходит третий, и самый распространенный тип заменителей хладона R12 – смеси.

Основой большинства смесей является как раз хладон R22, а остальные компоненты, входящие в состав смеси, призваны решить описанные проблемы, то есть высокое давление и низкая способность растворяться в минеральном масле.

Примеры таких смесей – R152a, R142B, R124, а также российский R21. При составлении смеси важно придерживаться такого правила: добавлять к газу жидкость крайне нежелательно. Причина этого ограничения, можно сказать, лежит на поверхности. Понятно, что абсолютно герметичных систем не бывает. И хладагент со временем вытекает из системы, иначе никакая заправка и дозаправка просто были бы не нужны. И, если хладон R12, как уже было сказано азеотропных газ, то смеси в большинстве своем этим качеством не обладают, то есть, они вытекают из системы, так сказать, покомпанентно. И предугадать процентный состав оставшегося в системе вещества очень сложно.

Худшими азеотропными свойствами обладают смеси, состоящие из жидкости и газа, так как при неблагоприятных условиях, скажем, даже при незначительном повышении температуры, газовая составляющая покинет систему в первую очередь.

За рубежом поиск решать проблему создания заменителей для хладона R12 начали намного раньше, чем в России. И добились в этом значительных успехов. Может быть, поэтому зарубежные специалисты не слишком жалуют наш хладон R21 и утверждают что количество проблем, которые могут возникнуть в системе при работе на хладоне R21, настолько велико, что их впору вносить в список, который должен выдаваться с каждой емкостью такой смести.

Тем не менее, в России поиски эффективного заменителя продолжаются. Так, в городе Кирово-Чепецк, в качестве добавки к R22 было решено использовать R142B. Этот хладон прекрасно растворяется в минеральном масле, а стоимость невысока. По названию смеси (ПЖ, КР и так далее) легко можно определить, в каком соотношении в ней находятся хладоны R22 и R142B.

Зачем нужны разные соотношения? Они зависят от типа и габаритов холодильного оборудования. Понятно, что в крупном промышленном агрегате скорость испарения хладона R22 значительно выше, следовательно, его процентное содержание в смести должно быть достаточно высоким. Точно соотношение компонентов, как правило, определяется опытным путем, причем эта величина может колебаться в пределах от 3:2 до 4:1 достаточно свободно.

Итак, выбор заменителя для хладона R12 зависит от многих факторов. Споры о целесообразности применения тех или иных заменителей и поиск новых вариантов ведутся до сих пор. Неплохо зарекомендовал себя заменитель R406a, цена которого вполне приемлема. Хороши и таких заменители, как R401 и R409, но стоимость их вполне сравнима со стоимостью чистого хладона R12. Неплохо работает и смесь R22 /R142b. Так что, выбор есть.

температура кипения и технически свойства

Хладагент R12 на западе запрещен для использования в холодильном оборудовании, поэтому производство его ограничено, а цена продолжает расти. Вещество разрушает озоновый слой, поэтому применять его становится все более невыгодно. Стоит вопрос о том, чем можно заменить фреон R-12 и насколько это возможно. С другой стороны, новые типы фреонов предъявляют более высокие требования к оборудованию – к качеству труб, пайки. Связано это с тем, что давление в системе повышается, когда используется современный тип охлаждающей жидкости, и устаревшие системы могут не выдержать, дать протечку. Заменять жидкость необходимо на такую, у которой физические и химические характеристики схожи.

Содержание

  1. Характеристики хладагента R12
  2. Когда нужно менять хладагент
  3. Аналоги и заменители хладона R12
  4. Как подобрать минеральное масло для фреона

Характеристики хладагента R12

Это бесцветный газ, имеет специфический запах. В эксплуатации безопасен, не взрывается. Разлагается при температуре свыше 330 градусов. В таком случае возможно выделение газа – фосгена. При концентрации в помещении более 30 % развивается удушье.

Химически не связывается ни с какими металлами, поэтому не повреждает детали кондиционеров изнутри. Утечки происходят из-за повышенной текучести, при которой вещество проникает через мельчайшие щели и нестыковки. Способен просачиваться через естественные поры в чугуне. Это свойство имеет обратную сторону: масло, которое добавляется в холодильную жидкость, благодаря текучести проникает между всеми деталями, снижая коэффициент трения и продлевая срок эксплуатации.

Температура кипения фреона R12 – 29,74 градуса.

Когда нужно менять хладагент

Утечки в кондиционерах происходят всегда, как бы плотно не была запаяна конструкция. Вопрос в том, сколько и чего нужно доливать, если вещество испаряется или вытекло. Жидкость R12 имеет большое преимущество – она состоит только из молекул дифтордихлорметана. Если вещество испаряется, то доливать нужно только его. Есть хладагенты, которые испаряют какой-либо один химический элемент, входящий в состав. Приходится высчитывать, сколько и чего дозаправлять в процентном отношении.

Если кондиционер начинает барахлить, не вырабатывает то количество холода, которое заявлено, значит пора делать заправку. Но по имеющимся ценам на вещество R12 стоит подумать – не легче ли его стравить и купить заменитель фреона R12. Их насчитывается более сотни, так что выбор есть. Осталось выяснить, какой лучше, дешевле, меньше испаряется, дает больше холода.

Аналоги и заменители хладона R12

В холодильном оборудовании, работающем на фреоне R12, используется только минеральный растворитель. Хлор растворяется только в таком виде масла. Заменитель будет содержать либо в небольшом количестве хлор, либо должны применяться горючие газы, которые также можно растворить в минеральном веществе. Здесь нужно решить, что важнее:

  • безопасность;
  • практичность и хорошо работающее устройство.

Если в холодильник заливают, к примеру, пропан вместо R12, то он работает. Но присутствие более 1 кг такого вещества делает прибор взрывным устройством. При некоторых условиях он способен воспламеняться:

  • неправильно смешанные вещества;
  • заливка большего количества, чем положено;
  • нагревание и расширение объема смеси.

Такая перспектива не радует, поэтому нужно искать дальше. Хлорсодержащий R22 не подходит, так как давление у него выше. Выход нашли и не один. В R22 начали добавлять различные вещества, снижающие давление газа и не мешающие ему растворяться. Все аналоги фреона R12 отличаются добавками к R22.

Вот некоторые из них:

  1. R21 применяется только в России. Температура кипения у него выше: +8,7 градуса. При эксплуатации со временем может произойти остановка компрессора и повреждение клапана.
  2. R142B – недорогая добавка. Для разного оборудования подбирают оптимальное соотношение R22 и R142B. Если соединительных узлов больше, тогда 22 будет испаряться быстрее и в процентном соотношении его должно быть больше. Если потенциальных мест протечки меньше, тогда процентное соотношение веществ будет другим – R22 потребуется меньше. Для заправки в кондиционер такой смеси нужно не более 80 % от количества R12.
  3. R406A – оптимальное соотношение цены и качества, а также хорошей работы оборудования на такой смеси. Вещества под кодом 22 и 142B смешиваются в пропорциях 55 % и 41 % соответственно.
  4. R401 и 409 – самые дорогие, но хорошие заменители. Их стоимость сопоставима с самим хладоном R12. Переплачивать за экологию пока нет смысла – контролирующие органы в России не ходят по квартирам и не проверяют, какой хладагент циркулирует в системе.

Любой аналог продукции все равно не сможет соперничать с оригиналом, поэтому решать, что заливать вместо фреона R12, должен хозяин кондиционера.

Как подобрать минеральное масло для фреона

Масло для фреона R12 необходимо. Оно обеспечивает работу трущихся деталей. Снижение трения увеличивает срок службы компрессора, замена которого – дорогое удовольствие. Смазочные материалы отводят часть тепла, так как масло нагревается дольше. Большое значение имеет степень смешиваемости (растворимости) фреона и масла.

Для фреона R12 используются только минеральные смазочные материалы, изготовленные на основе нефти – нафтеновые и парафиновые. При выборе масла важно знать, что температура застывания и текучести были ниже температуры кипения хладагента.

При работе в холодильном оборудовании цель смазки – создание прочной пленки на трущихся деталях. При повышении температуры выше положенного значения поверхностное натяжение масла снижается, а вязкость увеличивается, что препятствует нормальному растворению хладагента и его циркуляции.

Минеральные вещества более чувствительны к температурам. Если происходит перегрев оборудования по каким-либо причинам, нарушается процесс смешивания веществ, повышается кислотность и масло темнеет. После ремонта сливают жидкость и закачивают новую. Повышение кислотности приводит к сгоранию обмотки электродвигателя.

Смазочные материалы для дозаправки холодильного оборудования покупают у надежных поставщиков, так как некачественный состав и наличие в нем воды приводит к химическим процессам внутри кондиционера, что отрицательно сказывается на его работе.

Заправку выполняют, имея все необходимые инструменты, а именно, прибор для вакуумирования системы. Наличие остатков воздуха в системе перед заправкой сказывается на стабильности химического состава фреоно-масляной смеси.

Нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло.

Марка производитель смазочных материалов Mobil Gargoyle Arctic Oil 300 или 155 предлагает высококачественные компоненты для кондиционеров. Из-за депарафинизации (очистки) вещество имеет хорошую текучесть даже при самых низких значениях температуры. Помутнение масла происходит редко – при очень высоких температурах. Смазка очищена от влаги и запечатана в заводскую упаковку. При эксплуатации следует принимать меры, чтобы вода не попала в масло.

При работе с оригинальными маслами не требуется особых мер предосторожности. Вещество не оказывает негативного воздействия на здоровье человека.

Замена хладагента R12 или фреона 12 (R12) Замена

Зачем заменять хладагент R12?

Хладагент R12 или фреон 12 является наиболее широко используемым из всех хладагентов для различных систем охлаждения и кондиционирования воздуха. R12 — универсальный хладагент, который можно использовать в широком диапазоне рабочих условий без разрушения. Вся область охлаждения стала намного проще и полезнее, в основном благодаря хладагенту R12.

К сожалению, R12 представляет собой хлорфторуглерод (CFC) с химической формулой CCl2F2. Он обладает необычно высоким потенциалом вызывать истощение озонового слоя в верхних слоях атмосферы, что вызывает парниковый эффект. В связи с этим, в соответствии с Монреальским протоколом, R12 должен быть полностью выведен из эксплуатации к 2021 году. Очень сложно найти альтернативные замены столь широко используемому хладагенту, однако было найдено несколько жизнеспособных замен R12. .

Запасные части для R12

Лучшей заменой R12 считается R-134a. Химическое название R134a — тетрафторэтан, а химическая формула — CF3Ch3F. Это гидрофторуглерод (ГФУ) с нулевым потенциалом разрушения озонового слоя и очень низким парниковым эффектом. R-134a негорюч и невзрывоопасен, обладает хорошей химической стабильностью, хотя и имеет некоторое сродство к влаге.

Двумя другими хладагентами, которые считаются хорошей заменой R12, являются R-401a и R-401b. R-401A представляет собой смесь по весу 53% R-22, 13% R-152a и 34% R-124. Является хорошей заменой R12 в применениях, где температура испарителя составляет -23°С и выше. Его можно использовать в таких приложениях, как холодильные камеры, витрины для продуктов питания и молочных продуктов, бытовые холодильники, диспенсеры для напитков и торговые автоматы.

R-401b представляет собой смесь по весу 61% R22, 11% R-152a и 28% R-124. Этот хладагент подходит для бытовых и коммерческих морозильных камер и транспортных холодильных установок.

Почему R-134a является лучшей заменой R12

Среди всех доступных альтернатив R12 R-134a считается наилучшей доступной альтернативой, поскольку он имеет благоприятные данные о токсичности и хорошую химическую стабильность. Этот хладагент был протестирован химической промышленностью в рамках Программы альтернативных испытаний на токсичность фторуглеродов (PAFTT), и результаты показывают, что он не представляет опасности рака и врожденных дефектов.

R-134a негорюч и невзрывоопасен, однако его смесь с воздухом горюча при высоком давлении и может привести к травмам или повреждению имущества. R-134a не вызывает коррозии меди, алюминия и стандартной стали. R-134a является однокомпонентным хладагентом, а не смесью, как другие альтернативы. При работе с R-134a техники должны работать в проветриваемом помещении и избегать вдыхания газа.

Насколько легко заменить R12?

Переход с R-12 на другие хладагенты — достаточно простая процедура. Во-первых, старый хладагент R-12 должен быть удален из системы и восстановлен (согласно EPA этот хладагент должен быть возвращен обратно, и его выброс в атмосферу является незаконным). Затем необходимо заменить смазку холодильной системы вместе с фильтром и осушителем. Как только это будет сделано, холодильная система может быть заправлена ​​новым альтернативным хладагентом. В некоторых системах может потребоваться незначительное изменение настроек расширительного клапана и других органов управления.

Альтернативные хладагенты несовместимы с минеральным маслом, используемым в качестве смазки с хладагентом R12. Таким образом, при использовании новых хладагентов компрессоры следует заправлять синтетическими смазочными материалами, такими как синтетические алкилбензолы. Для полного удаления масла требуется промывка системы или максимальное количество старого масла, которое может остаться в системе, составляет 6% от общего количества смазки внутри системы.

Замена R12 для транспортных средств

В большинстве транспортных средств в кондиционерах используется хладагент R12, который в настоящее время становится труднодоступным и дорогим. Для транспортных средств также наиболее подходящей альтернативой является хладагент R-134a. Он одобрен всеми производителями транспортных средств для замены хладагента R12. Соблюдая надлежащие процедуры замены, можно получить такой же охлаждающий эффект в автомобиле, как и при использовании предыдущего хладагента. Производители транспортных средств не отдают предпочтение смесям в качестве альтернативных хладагентов, поскольку существует вероятность того, что они могут распасться в экстремальных условиях эксплуатации.

Как владелец транспортного средства, если вы заменяете R12, помните, что для него нет замены. Согласно федеральному закону, заправка системы кондиционирования воздуха другим хладагентом, химически отличающимся от исходного, является незаконной. Требуется сначала удалить из системы старый хладагент, чтобы его можно было преобразовать в систему с альтернативным хладагентом. Если вы заправляете систему R-134a, то количество требуемого хладагента составляет 80-90% от количества хладагента R12, необходимого системе.

В модернизированных системах R12 обычно используются два смазочных материала: ПАГ и сложные эфиры. PAG гигроскопичны по своей природе, поэтому они имеют тенденцию поглощать атмосферную влагу, что может ограничивать их смазывающую способность, из-за этого многие производители используют менее гигроскопичные сложные эфиры.

Ссылка

  1. Книга: Принципы охлаждения Роя Дж. Доссата, четвертое издание, Prentice Hall

  2. https://www. aa1car.com/library/tr497.htm

  3. EPA

Этот пост является частью серии: Хладагент R12 (R-12 или R 12)

Это короткая серия статей, в которой описываются свойства, преимущества и недостатки R- 12. Также описаны альтернативные замены для R12.

  1. Хладагент R12: свойства, преимущества и недостатки
  2. Замена хладагента R12

Как преобразовать R12 в систему R134a

Дастин Торнтон

До 1995 года большинство автомобилей поставлялись с хладагентом R12 в системе кондиционирования воздуха. Если ваш кондиционер больше не охлаждает так, как раньше, то, скорее всего, вам необходимо дозаправить хладагент в системе. Заправка автомобильной системы кондиционирования довольно проста, однако хладагент R12 сложен и дорог — для его покупки необходимо иметь лицензию специалиста. Вместо этого вы можете преобразовать систему R12 в систему R134a с помощью нескольких деталей и некоторых основных инструментов.

Шаг 1

Утилизируйте оставшийся в системе хладагент R12, обратившись к лицензированному специалисту по кондиционированию воздуха. Выброс R12 непосредственно в окружающую среду опасен и преследуется по закону.

Шаг 2

Откройте моторный отсек вашего автомобиля. Найдите сервисные порты на стороне высокого и низкого давления для системы кондиционирования воздуха R12. Наденьте модифицированный фитинг R134a со стороны низкого давления на старый фитинг и затяните его с помощью гаечного ключа. Затяните фитинг с усилием 20 футо-фунтов.

Шаг 3

Наденьте модифицированный фитинг R134a со стороны высокого давления на старый фитинг и затяните его с помощью гаечного ключа. Затяните фитинг с усилием 20 футо-фунтов. Поместите этикетку о модернизации, показывающую, что вы переоборудовали автомобиль для работы с хладагентом R134a, на видном месте в моторном отсеке.

Шаг 4

Убедитесь, что все клапаны на манометрах коллектора закрыты, и подсоедините синий шланг к отверстию на стороне низкого давления, а красный шланг — к отверстию на стороне высокого давления. Подсоедините желтый шланг к вакуумному насосу. Запустите вакуумный насос и откройте клапаны высокого и низкого давления на манометрах коллектора. Дайте насосу поработать не менее одного часа. Закройте все три клапана на манометрах коллектора и выключите вакуумный насос.

Шаг 5

Подсоедините баллончик со смазкой R134a к желтому шлангу, откройте клапан на стороне низкого давления и позвольте вакууму в системе втянуть масло. Прочтите руководство по техническому обслуживанию вашего автомобиля, чтобы узнать, какое количество масла следует добавлять в масло. система кондиционирования воздуха. Пропустите этот шаг, если добавляемый хладагент содержит масло.

Шаг 6

Узнайте, сколько хладагента R12 требуется автомобилю для оптимальной работы; вы будете добавлять на 10 процентов меньше хладагента R134a. Обратите внимание, что недостаточное заполнение системы может привести к повреждению компрессора, а переполнение системы может привести к утечке через уплотнения. Закройте все вентили на манометрах коллектора и снимите их.

Шаг 7

Прикрутите Т-образный клапан к верхней части баллона с хладагентом R134a. Запустите двигатель и включите кондиционер на максимальную мощность. Поместите термометр в центральное отверстие для измерения температуры при добавлении хладагента.

Шаг 8

Подсоедините шланг Т-образного клапана к сервисному отверстию на стороне низкого давления. Откройте вентиль и дайте системе выкачать хладагент из баллона — вы почувствуете, что баллон становится холоднее и легче. Дайте ему стечь в течение пяти минут, а затем проверьте температуру воздуха внутри.

Шаг 9

Продолжайте добавлять хладагент до тех пор, пока не будет добавлено на 10 процентов меньше максимальной емкости системы. Периодически проверяйте температуру воздуха внутри, чтобы убедиться, что система удерживает заряд и нет утечек. Когда закончите, отсоедините шланг Т-образного клапана со стороны низкого давления.

Каталожные номера

  • First Fives: Эвакуация и заправка кондиционера
  • AA1Car: Обновление кондиционера: модернизация хладагента R134A

Вещи, которые вам понадобятся

  • R134A Модернизация.